К 2015 году, когда Россия, Казахстан и Белоруссия
должны образовать Евразийский экономической союз (ЕАЭС), предстоит
принять еще более полусотни нормативных актов. Сегодня интеграционные
процессы уже приносят выгоду экономикам стран, которые стремятся к
взаимодействию
Так, по данным председателя Госдумы Сергея Нарышкина, выступавшего
на открытии Международного форума "Евразийская экономическая
перспектива" в Санкт-Петербурге, содружество в рамках Таможенного союза
(ТС) приводит не только к улучшению жизни граждан и усиливает
взаимопроникновение культур, но и облегчает движение рабочей силы,
капитала, движение товаров и услуг. Например, доля станков и другой
машиностроительной продукции в торговле между странами ТС в 10 раз выше,
чем во "внешней" торговле.К выгодам такой интеграции присматриваются другие государства - участники СНГ. Для Кыргызстана уже разрабатывается соответствующая "дорожная карта", определенные шаги готова предпринимать Украина. Однако эксперты предостерегают, что на пути к евроазиатской интеграции необходимо избежать тех ошибок, которые уже были совершены при создании Евросоюза. Например, обеспечить интеграцию в реальном секторе экономики на принципах равенства.
- Когда в рамках ЕС произошло разделение на основные и периферийные страны - это была не только политическая, но и экономическая ошибка, - полагает руководитель депутации Госдумы в постоянной делегации Федерального Собрания РФ в Межпарламентской ассамблее ЕврАзЭС Елена Панина. - Отсюда ведут начало кризисы по греческому и кипрскому сценарию, так как за счет жесткого вмешательства в дела стран, квотирования в периферийных государствах произошло разорение сельского хозяйства, деиндустриализация промышленности.
Среди основных принципов будущего ЕАЭС декларируются принципы невмешательства стран во внутренние дела друг друга, экономического равенства и взаимной выгоды. При этом последователи интеграции полностью осознают как внутренние, так и внешние противоречия, которые предстоит урегулировать на пути создания ЕАЭС.
- Не все в мире приветствуют расширение и углубление евроазиатского сотрудничества, - отметил Сергей Нарышкин, - поскольку на мировом рынке в лице Таможенного союза появился новый геополитический игрок. Конкуренция с ним может подорвать монополию других региональных интеграционных структур, а в перспективе и потеснить их резервные валюты.
В то же время, по мнению спикера Госдумы, в будущем "европейская интеграция станет частью евразийской" так же, как Европа является частью Евразии. Дело будущего - "создание свободного экономического пространства от Лиссабона до Владивостока".
Однако сегодня странам - будущим членам ЕАЭС предстоит заняться более насущными проблемами, среди которых правовое регулирование будущих отношений между странами - членами союза. Так, сейчас, когда разрабатывается проект договора о создании союза, необходимо параллельно готовить к систематизации действующие соглашения, которые останутся в силе после 2015 года. Необходимо также приступить к разработке принципов создания парламента ЕАЭС и судебных органов, других механизмов принятия и исполнения решений.
На уровне прикладных решений странам еще предстоит договориться о едином товарном знаке, едином реестре интеллектуальной собственности, отмене повторной сертификации продукции. Кроме того, необходима интеграция в сфере стратегического планирования, единых промышленных кластеров, поддержка малого и среднего бизнеса. Инструменты для этого есть, вот только уровень производства пока таков, что предмета регулирования не хватает.
Российская газета
Комментариев нет:
Отправить комментарий