Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы представителей российских деловых кругов, касающиеся осуществления внешнеэкономической деятельности в условиях таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана
1. Какие принципиальные новации по сравнению с действующим таможенным законодательством Российской Федерации отражены в Таможенном кодексе таможенного союза?
В соответствии с переходными положениями ТК ТС лица, в отношении которых установлены специальные упрощенные процедуры таможенного оформления товаров, в Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в силу ТК ТС пользуются специальными упрощениями, предоставляемыми уполномоченному экономическому оператору в соответствии с ТК ТС, в объеме упрощений, которые были определены для таких лиц законодательством Российской Федерации до вступления в силу ТК ТС.
Также в переходных положениях ТК ТС закреплен так называемый принцип резидентства, определяющий подачу декларации на товары таможенному органу государства-члена таможенного союза, в соответствии с законодательством которого создано, зарегистрировано либо на территории которого постоянно проживает лицо, выступающее в качестве декларанта.
В отношении участников ВЭД, производителей, таможенных представителей, перевозчиков предусмотрены следующие упрощения таможенного администрирования:
1) сокращается период оформления грузовой таможенной декларации с трех до двух дней;
2) срок уплаты таможенных пошлин, налогов устанавливается равным сроку временного хранения - до четырех месяцев, в ТК РФ был установлен срок уплаты - 15 дней;
3) у декларанта появляется возможность внесения изменений в таможенную декларацию до и после выпуска товаров;
4) институт специальных упрощенных процедур заменит институт уполномоченного экономического оператора, которому будут предоставлены следующие возможности:
оформлять транзит товаров без внесения обеспечения;
осуществлять выпуск товаров до подачи таможенной декларации с уплатой платежей на момент подачи декларации, то есть фактически с беспроцентной отсрочкой платежа на срок от 10 до 40 дней;
осуществлять временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора;
проводить таможенные операции, связанные с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора.
При этом уполномоченные экономические операторы будут вносить обеспечение не менее одного миллиона евро при включении в соответствующий реестр.
Лицами, осуществляющими деятельность по производству товаров и (или) экспортирующими товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, при их соответствии критериям, определенным решением Комиссии таможенного союза, предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную ста пятидесяти тысячам евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза на день предоставления такого обеспечения;
5) в перспективе участнику ВЭД предоставляется возможность осуществлять свою деятельность в любой точке государства-члена таможенного союза;
6) перевозка открывается от внешней границы таможенного союза сразу до места нахождения получателя, в каком бы государстве таможенного союза он не находился;
7) таможенные перевозчики имеют право перемещения по всей территории таможенного союза без применения к ним внутригосударственного контроля на территории каждого из государств-членов таможенного союза. При этом сокращается сумма обеспечения для таможенных перевозчиков с 20 млн. рублей до 200 тысяч евро, а железнодорожный перевозчик освобождается от необходимости внесения обеспечения доставки товаров;
8) сумма обеспечения деятельности таможенного представителя уменьшается с 50 млн. рублей до 1 млн. евро;
9) исключается норма об использовании в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей договора страхования;
10) согласно ТК ТС экспорт – процедура, в соответствии с которой товары таможенного союза вывозятся за пределы территории таможенного союза. Таким образом, перемещение товаров из России в Казахстан, например, будет считаться взаимной торговлей;
11) контейнеры будут отнесены к транспортным средствам, что позволит снять значительное количество проблем по контролю за временным ввозом контейнеров.
2. Есть ли у российских экспортеров и импортеров внутри таможенного союза какие-то льготы по сравнению с торговлей с третьими странами, кроме беспошлинной торговли?
В рамках взаимной торговли не будет производиться взимание таможенных платежей, будет применяться нулевая ставка налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты акцизов, а также не будут применяться меры нетарифного регулирования (запреты, лицензирование, квотирование и т.д.).
3. Какие изменения произойдут в порядке взимания косвенных налогов и в механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, а также при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе для Беларуси, Казахстана и России после вступления в силу соответствующих договоров, принятых в рамках таможенного союза?
Вопрос о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, а также при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе находится в компетенции Минфина России и ФНС России.
К компетенции таможенных органов будет относиться взимание акцизов по товарам, подлежащим маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками).
4. Предполагается ли унификация ставок НДС государств-членов таможенного союза?
В ближайшее время унификация ставок НДС государств-членов таможенного союза не предполагается.
5. Каким образом будет осуществляться ветеринарный, санитарный и фитосанитарный контроль в отношении товаров внутреннего производства при перемещении их в пределах единой таможенной территории?
Ветеринарный, санитарный и фитосанитарный контроль находятся вне компетенции таможенных органов.
6. Какие правила определения страны происхождения товаров будут применяться при импорте товаров из стран СНГ, не входящих в таможенный союз: принятые в СНГ или утвержденные в рамках таможенного союза Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25.01.2008?
Статьей 1 Соглашения правительств государств-участников таможенного союза о единых правилах определения страны происхождения товаров регламентируется применение Правил определения страны происхождения товаров, являющихся приложением к указанному соглашению, а также применение других договоров в отношении товаров из развивающихся и наименее развитых стран, а также из стран, имеющих договоры о свободной торговле.
7. В рамках таможенного союза предполагается вести статистику взаимной торговли государств-членов таможенного союза. Каким образом и на основании каких данных будет контролироваться взаимная торговля товарами и услугами государств-членов таможенного союза?
В соответствии со статьей 3 Соглашения о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами таможенного союза от 25.01.2008, вступившего в силу согласно Решению Межгоссовета ЕврАзЭС от 09.06.2009 № 13, государства-члены таможенного союза определяют уполномоченные органы в области ведения статистики взаимной торговли и уполномоченные органы в области ведения статистики внешней торговли. В Российской Федерации определено, что уполномоченным органом в области ведения статистики внешней торговли будет являться ФТС России, а уполномоченным органом в области ведения статистики взаимной торговли - Росстат. В настоящее время Росстатом разработан проект федерального закона и проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении необходимых поправок и закреплении полномочий за уполномоченными органами, которые находятся в стадии согласования с федеральными органами исполнительной власти.
ФТС России предложен альтернативный вариант учета данных о взаимной торговле между государствами-членами таможенного союза, который заключается в подаче статистической декларации таможенным органам. Данную норму предлагается закрепить в федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Таким образом, пока не будут приняты указанные законопроекты, комментировать данный вопрос не представляется возможным.
8. Будут ли во взаимной торговле государств-членов таможенного союза применяться сертификаты о происхождении товаров и если будут, то по какой форме они будут оформляться?
Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 06.10.2007 № 1 предусмотрены мероприятия по принятию порядка оформления и выдачи Единого сертификата происхождения товара из таможенного союза, который будет являться документом, подтверждающим происхождение товара из таможенного союза, а также мероприятия по признанию Единого сертификата происхождения товара из таможенного союза таможенными службами иностранных государств.
9. Могут ли субъекты хозяйствования из государств-членов таможенного союза влиять на изменение ставок ввозных таможенных пошлин и, если могут, то каким образом они должны действовать, куда обращаться?
В соответствии с Решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 15 предложения, касающиеся введения, применения, изменения или прекращения действия мер регулирования внешней торговли товарами в отношении государств, не входящих в таможенный союз, в рамках переданных Комиссией таможенного союза полномочий представляются в Секретариат Комиссии таможенного союза уполномоченным органом государственной власти, который определен каждым из государств-членов таможенного союза для взаимодействия с Комитетом по вопросам регулирования внешней торговли. Предложение по мерам регулирования внешней торговли сопровождается справочными материалами, содержащими обоснование необходимости принятия решения Комиссии таможенного союза.
Для рассмотрения вопроса об изменении ставок ввозных таможенных пошлин Комиссией таможенного союза со стороны Российской Федерации необходимо принятие положительного решения Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. Для рассмотрения вопроса на данной комиссии субъекту хозяйствования необходимо направить предложения с обосновывающими материалами в подкомиссию по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.
10. Возможно ли применение каких-либо мер ограничительного характера в торговле между государствами-членами таможенного союза?
Документом, подтверждающим соблюдение участником ВЭД ограничений, которые установлены в отношении товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения государствами-членами таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами, является лицензия, которую выдают Минпромторг России и соответствующие ведомства в Белоруссии и Казахстане.
При этом лицензии, выданные уполномоченными государственными органами исполнительной власти государств-членов таможенного союза до 1 января 2010 года, будут действительными до окончания срока их действия.
В процессе подготовки нормативной базы таможенного союза по вопросам нетарифного регулирования был проведен анализ существующих мер государственного регулирования внешней торговли в трех государствах и заново осмыслены все запреты и ограничения.
Спорные вопросы, касающиеся применения каких-либо мер ограничительного характера в торговле между государствами-членами таможенного союза, должны решаться путем организации переговорных процессов.
11. Ожидаются ли какие-либо изменения в торговых режимах государств-членов таможенного союза в отношении других государств-членов ЕврАзЭС, а также стран СНГ, не входящих в таможенный союз?
В текущем году необходимо провести работу по формированию единого торгового режима государств-членов таможенного союза в отношении других государств-членов ЕврАзЭС, а также стран СНГ, не входящих в таможенный союз.
12. В рамках таможенного союза предусмотрено применение понятия «товар таможенного союза» наряду с понятием «товар государства-члена таможенного союза», в чем отличие?
Отличие понятия «товар таможенного союза» от понятия «товар государства-члена таможенного союза» заключается в форме сертификата, выдаваемого Торгово-промышленной палатой.
13. В рамках таможенного союза с 1 января с.г. применяется единая система нетарифного регулирования в отношении третьих стран. Как это может отразиться на условиях торговли со странами СНГ, не входящими в таможенный союз?
Вопрос отражения на условиях торговли со странами СНГ, не входящими в таможенный союз применения единой системы нетарифного регулирования в отношении третьих стран на уровне ФТС России не рассматривался.
14. Предусмотрен ли упрощенный порядок имплементации решений органов таможенного союза в национальные законодательства? Подлежат ли ратификации решения Комиссии таможенного союза, имеющие статус прямого действия?
Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 15 установлено, что решения Комиссии таможенного союза, носящие обязательный характер, подлежат непосредственному применению в государствах-членах таможенного союза и имеют юридическую силу актов, принимаемых (издаваемых) теми государственными органами и должностными лицами государств-членов таможенного союза, к компетенции которых отнесено регулирование соответствующих правоотношений на момент передачи Комиссии таможенного союза соответствующих полномочий.
Таким образом, данные решения не подлежат ратификации и имеют статус прямого действия.
15. Какова судьба Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации? Как предполагается обеспечить ее дальнейшую реализацию в рамках таможенного союза?
Создание таможенного союза не означает приостановления или переосмысления реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Утвержден перечень таможенно-логистических терминалов (далее – ТЛТ) и четко определено понятие ТЛТ. Стопроцентного переноса оформления на границу не будет. Предполагается создание специальных центров по оформлению, которые будут располагаться внутри страны. В этой связи возрастает роль передовых технологий, таких как интернет-декларирование, предварительное информирование и предварительное декларирование, а также производных от этих технологий – удаленный выпуск и разделенный выпуск.
В настоящее время вопрос перемещения таможенного оформления на границу таможенного союза не рассматривается. После вступления в силу ТК ТС участники ВЭД будут продолжать таможенное оформление на российской территории, как определено в переходных положениях ТК ТС.
16. Какие меры будут приниматься во избежание беспошлинного реэкспорта с территорий Беларуси и Казахстана российской продукции, ограниченной для экспорта или облагаемой по российскому законодательству экспортными пошлинами (нефтепродукты, лес, отдельные виды лесоматериалов), помимо информационного обмена между таможенными службами государств-членов таможенного союза?
Решение вопроса несанкционированного реэкспорта с территорий Беларуси и (или) Казахстана российских товаров предусмотрено в проекте соглашения об определении порядка уплаты вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров с таможенной территории таможенного союза.
17. Будет ли в рамках таможенного союза создан единый судебный орган по рассмотрению хозяйственных споров на всей территории таможенного союза (за исключением Экономсуда СНГ)?
Обеспечение единообразного применения государствами-членами таможенного союза действующих в его рамках международных договоров и принимаемых его органами решений будет осуществлять единый судебный орган - Суд ЕврАзЭС, который будет также рассматривать споры между государствами-членами таможенного союза, а также спор между государством-членом таможенного союза и Комиссией таможенного союза по выполнению ими обязательств, принятых в рамках таможенного союза.
В настоящее время функции Суда ЕврАзЭС выполняет Экономический Суд СНГ. Для того чтобы Суд ЕврАзЭС мог реализовать свои функции, разрабатывается новый статус суда. Согласно проекту данного статуса хозяйствующие субъекты не могут обращаться в Суд ЕврАзЭС по вопросам обжалования действий органов таможенного союза.
Для осуществления общественного контроля за деятельностью Комиссии таможенного союза создан Экспертный совет в рамках таможенного союза, который будет действовать при высшем органе таможенного союза. В его компетенцию входит рассмотрение заявлений юридических и физических лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью, государств-членов таможенного союза по вопросу соответствия решений Комиссии таможенного союза, имеющих обязательный характер, договорно-правовой базе таможенного союза. В состав Экспертного совета будут входить представители государств-членов таможенного союза (не менее пяти человек от каждого государства), обладающие необходимыми специальными знаниями и опытом в области права, международной торговли, в других областях, имеющих отношение к разрешению споров.
18. Будет ли изменено понятие таможенной границы Российской Федерации в российском законодательстве?
Согласно проекту федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенная территория Российской Федерации является составной частью единой таможенной территории таможенного союза и включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела в Российской Федерации. Особые экономические зоны также являются частью таможенной территории Российской Федерации. Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также пределы указанных искусственных островов, установок, сооружений, особых экономических зон являются таможенной границей Российской Федерации.
19. Каким образом будет формироваться институт таможенных представителей в Российской Федерации? Какие дополнительные действия должны совершить российские лица, включенные в реестр таможенных брокеров, для возможности осуществления деятельности в качестве таможенного представителя? Сохраняется ли порядок обеспечения уплаты таможенных платежей для таможенных представителей в размере не менее 1 млн. евро?
С вступлением в силу ТК ТС таможенный брокер будет называться таможенным представителем, при этом содержание данного института практически не изменится.
Полномочия останутся те же – совершение от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенных операций. И статус свой таможенный представитель получает так же, как и сейчас - посредством включения в Реестр таможенных представителей.
Таможенный представитель вправе работать на территории только того государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого он включен в соответствующий реестр.
Условия включения в реестр не изменились. Изменился размер обеспечения, который составит сумму, эквивалентную не менее чем 1 млн. евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза на день внесения такого обеспечения.
Ответственность таможенного представителя в ТК ТС не определена. Согласно статье 17 ТК ТС за несоблюдение требований таможенного законодательства таможенного союза таможенных представитель будет нести ответственность в соответствии с национальным законодательством члена таможенного союза.
20. Будет ли осуществляться экспертиза товаров для целей таможенного контроля (двойное применение товаров и технологий) при их перемещении внутри таможенного союза?
В настоящее время в соответствии с национальным законодательством в сфере экспортного контроля экспертная оценка товаров на предмет их отнесения к категории контролируемых проводится ФСТЭК России или организациями, уполномоченными на проведение независимой идентификационной экспертизы в порядке, определённом постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2001 № 477 «О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля».
До принятия государствами-членами таможенного союза единого законодательства по организации контроля за перемещением товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации с 01.07.2010 планируется применение национального законодательства.
21. Необходимо ли переоформлять до 01.07.2010 г. свидетельства о включении в реестры СВХ и таможенного брокера?
В соответствии с переходными положениями ТК ТС таможенные брокеры (представители), владельцы складов временного хранения, созданные до вступления в силу ТК ТС, вправе осуществлять деятельность в сфере таможенного дела в течение 6 месяцев со дня вступления в силу ТК ТС.
22. Какие документы будет необходимо оформлять при экспорте в Беларусь и Казахстан?
Таможенное оформление товаров при вывозе их из Российской Федерации в Республику Беларусь или Республику Казахстан не предусмотрено.
23. Изменится ли подход к представлению льгот участникам ВЭД по ввозу-вывозу товаров с целью их участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса таможенного союза и, если изменится, то как?
Ввоз товаров, предназначенных для демонстрации на выставочно-ярмарочных мероприятиях, будет производиться с применением положений национального и международного законодательств. В настоящее время не может быть установлен порядок ввоза товаров с применением карнета АТА на таможенной территории таможенного союза. Порядок применения карнета АТА на территории Российской Федерации останется прежним.
При ввозе товаров с применением национальных процедур необходимо учитывать, что согласно статье 282 ТК ТС перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая его предельные сроки, определяются в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза и (или) решениями Комиссии таможенного союза.
При этом вопросы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов отнесены на законодательства государств-членов таможенного союза.
24. Будут ли какие-либо ограничения в порядке оформления документов при транзите через Беларусь и при транзите через Казахстан?
Вопросы, касающиеся декларирования товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, регулируется ТК ТС, в развитие положений которого таможенными службами государств-членов таможенного союза разработаны проекты решений Комиссии таможенного союза, определяющие:
форму транзитной декларации и добавочных листов транзитной декларации;
порядок заполнения транзитной декларации;
порядок совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита.
Таким образом, в соответствии с упомянутой таможенной процедурой таможенным законодательством таможенного союза будут установлены единые требования к документам, необходимым при декларировании товаров, перевозимых по таможенной территории таможенного союза, и порядок их заполнения.
25. Будет ли упрощена процедура оформления документов при экспорте в Республику Беларусь и Республику Казахстан ювелирных изделий, произведенных в России?
В связи с вступлением в силу ТК ТС и отменой таможенного декларирования на таможенной границе с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан экспорт из Российской Федерации ювелирных изделий с содержанием драгоценных металлов и драгоценных камней, произведенных на территории Российской Федерации, будет осуществляться без таможенного декларирования. Таким образом, представление таможенным органам каких-либо документов при экспорте указанных товаров из Российской Федерации в Республику Беларусь и Республику Казахстан не потребуется.
26. Остается ли солидарная ответственность по уплате таможенных платежей декларанта и таможенного представителя?
Солидарная ответственность по уплате таможенных платежей у декларанта и таможенного представителя в Российской Федерации продолжит действовать. В ТК ТС установлен переходный период в 1 год, в течение которого и Республика Беларусь, и Республика Казахстан введут такую же солидарную ответственность брокера и декларанта.
27. Каким документом будут регламентироваться в рамках таможенного союза ставки таможенных сборов за таможенное оформление?
В соответствии с пунктом 2 статьи 72 ТК ТС виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств-членов таможенного союза. В соответствии с проектом федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» ставки таможенных сборов за таможенные операции устанавливаются Правительством Российской Федерации.
28. Можно ли будет осуществлять на Балтийской таможне таможенную очистку товаров, направляемых в Казахстан из третьих стран через Балтийский порт в Санкт-Петербурге?
Статьей 368 ТК ТС определено, что до вступления в силу международного договора государств-членов таможенного союза, допускающего подачу декларации на товары любому таможенному органу на таможенной территории таможенного союза, декларация на товары подается таможенному органу государства-члена таможенного союза, в соответствии с законодательством которого создано, зарегистрировано либо на территории которого постоянно проживает лицо, являющееся декларантом товаров, за исключением случаев, когда дипломатические представительства, консульские учреждения, иные официальные представительства и международные организации государств-членов таможенного союза подают декларацию на товары таможенному органу государства-члена таможенного союза, на территории которого они находятся.
Таможенное оформление товаров, получателями которых являются резиденты Республики Беларусь или Республики Казахстан, в Балтийской таможни невозможно, за исключением случаев подачи таможенной декларации на товары дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами и международными организациями государств-членов таможенного союза таможенному органу государства-члена таможенного союза, на территории которого они находятся.
29. При экспорте товаров в третьи страны через территорию Казахстана или Беларуси за пределы какой территории нужно подтверждать факт вывоза – Российской Федерации или таможенного союза?
Необходимо будет подтверждать факт вывоза товаров за пределы таможенной территории таможенного союза.
30. Лицензия на ввоз должна быть получена импортером до даты пересечения товаром границы таможенного союза или до даты таможенного оформления?
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 9 июня 2009 года отсутствие лицензии является основанием для отказа в таможенном оформлении товаров.
Учитывая это, а также нормы статьи 60 ТК РФ и положения Инструкции об оперативном и централизованном контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров, утверждённой приказом ГТК России от 15 декабря 2002 г. № 1342, лицензию на ввоз необходимо получить до пересечения лицензируемым товаром таможенной границы.
31. После 01.07.2010 при экспорте продукции в страны таможенного союза необходимо ли будет регистрировать документы в валютных отделах банков и нужно ли будет оформлять паспорт сделки? В соответствии с какими нормативными документами планируется осуществление валютного контроля в рамках таможенного союза?
Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - № 173-ФЗ) устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Таким образом, данный Федеральный закон регулирует валютные правоотношения в Российской Федерации, при этом никаких исключений в отношении Республики Беларусь и Республики Казахстан не предусмотрено. В соответствии со статьей 19 № 173-ФЗ у резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности, в том числе с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, возникает обязанность по зачислению на свои банковские счета наличной валюты, причитающейся за переданные нерезиденту товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, а также по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российскую Федерацию товары, невыполненные работы, неоказанные услуги. Таким образом, осуществление валютного контроля в рамках таможенного союза будет осуществляться в соответствии с № 173-ФЗ и действующими в настоящее время нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
В соответствии с информацией Банка России внесение изменений в Инструкцию Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» в части исключения требования об оформлении паспорта сделки при совершении внешнеторговых сделок, связанных с вывозом товаров в Республику Беларусь и Республику Казахстан и ввозом товаров из этих республик.
Планом мероприятий по оптимизации процедур в сфере таможенного администрирования и валютного контроля, связанных с экспортом и временным вывозом высокотехнологичной продукции, одобренным протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 21.04.2010 № 100, предусмотрено внесение изменений в нормативные правовые акты Банка России в части увеличения суммы договора, с которой у резидентов возникает обязанность по оформлению паспорта сделки, до 20 тысяч долларов США в эквиваленте, а также увеличения сроков представления справки о валютных операциях при списании денежных средств с транзитного валютного счета до 15 дней.
32. Изменятся ли сроки предоставления подтверждающих документов в условиях таможенного союза?
Согласно статье 183 ТК ТС, если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при подаче таможенной декларации, по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов до выпуска товаров, а в случаях, предусмотренных законодательством государств-членов таможенного союза, – после выпуска товаров.
33. Если юридическое лицо Российской Федерации покупает национальную валюту Казахстана для оплаты таможенных платежей в Республике Казахстан, попадает ли это под валютный контроль в России с 01.07.2010?
Порядок проведения валютных операций, связанных с куплей-продажей иностранной валюты, осуществляется в соответствии со статьей 11 № 173-ФЗ. При этом контроль за указанными операциями не входит в компетенцию таможенных органов.
34. Как будет осуществляться процедура оценки соответствия (сертификация и декларирование) на товары, произведенные в странах таможенного союза и в третьих странах? Каким образом предполагается ввоз и оборот на территории таможенного союза продукции, в отношении которой действуют различные формы и схемы подтверждения соответствия, а также методы исследований (испытаний) в странах таможенного союза?
Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 11 декабря 2009 года № 27 принято Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза (далее – Соглашение) и утвержден план мероприятий по его реализации.
В соответствии с указанным планом мероприятий по реализации Соглашения Комиссией таможенного союза запланировано утверждение:
единого перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, с выдачей единых документов;
порядка формирования и ведения Единого реестра выданных сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, в том числе единых форм сертификата соответствия и декларации о соответствии.
Согласно Соглашению продукция допускается к обращению на территории государства Стороны в соответствии с законодательством государства этой Стороны и указанным Соглашением. Продукция, в отношении которой Сторонами установлены одинаковые обязательные требования, одинаковые формы и схемы подтверждения соответствия, а также применяются одинаковые или сопоставимые методы исследований (испытаний) и измерений продукции при проведении подтверждения соответствия, допускается к обращению на единой таможенной территории, если она прошла установленные процедуры подтверждения соответствия на территории любого из государств Сторон с соблюдением следующих условий:
проведение сертификации органом по сертификации, включенным в Единый реестр;
проведение испытаний в испытательных лабораториях (центрах), включенных в Единый реестр;
сертификаты соответствия и декларации о соответствии оформлены по единой форме.
35. Когда будет представлена для ознакомления структурированная база таможенного законодательства таможенного союза, включая подзаконные акты? Когда будет опубликован комментарий?
В соответствии с ТК ТС таможенное законодательство таможенного союза состоит из ТК ТС, международных договоров государств-членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, а также решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе и принимаемых в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств-членов таможенного союза. ТК ТС опубликован на официальном Интернет-сайте Комиссии таможенного союза. Международные договоры государств-членов таможенного союза и решения Комиссии таможенного союза, предусмотренные Планом мероприятий по введению в действие ТК ТС, должны быть приняты в мае текущего года, после чего также будут опубликованы на Интернет-сайте Комиссии таможенного союза.
36. Предполагается ли на законодательном уровне установить, что должностные лица таможенных органов обязаны руководствоваться только нормами таможенного законодательства и официально опубликованными комментариями комиссии таможенного союза, доступными как для должностных лиц таможенных органов, так и для участников ВЭД, а не ведомственными инструкциями и разъяснениями, количество которых составляет несколько тысяч и которые не доступны представителям деловых кругов?
В соответствии с Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 № 459 ФТС России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации.
Регулирование правоотношений в сфере таможенного дела ведомственными нормативными правовыми и иными актами ФТС России является необходимым средством оперативного реагирования на изменения экономической конъюнктуры, поведения участников внешнеэкономической деятельности и иных лиц, чья деятельность связана с осуществлением внешней торговли. Необходимость детальной регламентации действий должностных лиц таможенных органов при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, многочисленность и разнообразие таможенных операций не позволят регулировать все правоотношения в сфере таможенного дела актами таможенного законодательства таможенного союза, федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
В проекте федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» полномочия ФТС России по регулированию правоотношений в сфере таможенного дела существенно сокращены. За ФТС России остается лишь механизм реализации тех требований и ограничений, которые непосредственно установлены ТК ТС, порядок (последовательность) совершения действий при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, утверждение форм некоторых документов, используемых в таможенных целях, технические требования, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза. Также следует учитывать, что при всей тщательности подготовки законопроекта заведомо нельзя учесть все нюансы, которые могут возникнуть при практическом его применении. Гораздо опаснее для предпринимательства, если такие нюансы будут разрешаться субъективно каждым должностным лицом таможенного органа, а не нормативными правовыми актами ФТС России, хоть и ведомственными, но обязательными для всех, официально опубликованными и прошедшими государственную регистрацию в Минюсте России на предмет их соответствия законодательству и антикоррупционную экспертизу.
37. В соответствии с какими нормами какого федерального закона устанавливается «план» по сбору таможенных платежей? Какой орган исполнительной или законодательной власти утверждает план и почему он не публикуется в СМИ?
На основании закона о федеральном бюджете Министерство финансов Российской Федерации доводит до сведения Федеральной таможенной службы сумму доходов федерального бюджета, администрируемых ФТС России, на плановый период.
38. Предполагается ли положительно решить вопрос о предоставлении таможенными органами филиалам иностранных компаний возможности выступать декларантами ввозимых товаров в случаях, когда данные лица имеют право распоряжаться товарами в рамках сделки, одной из сторон которой является резидент таможенного союза?
В соответствии со статьей 186 ТК ТС если товары перемещаются в связи со сделкой, заключенной лицом государства-члена таможенного союза, право выступать в качестве декларанта возникает только у данного лица государства-члена таможенного союза, за исключением декларирования товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
39. Предполагается ли на законодательном уровне четко определить порядок определения таможенной стоимости в соответствии с международным правом и практикой?
Порядок определения таможенной стоимости в условиях действия таможенного союза регламентируется Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, ТК ТС, решениями Комиссии таможенного союза «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров», «Об особенностях определения таможенной стоимости отходов».
40. Когда и кем будет разработан порядок осуществления мониторинга практики правоприменения таможенного законодательства в рамках таможенного союза с учетом как национальных особенностей, так и особенностей отдельных категорий участников ВЭД, а также принятия решений по корректировке таможенного законодательства с учетом того, что процедура изменения международных соглашений не позволяет оперативно решать такие вопросы?
В соответствии со статьей 6 Договора о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года осуществление мониторинга исполнения международных договоров по формированию таможенного союза отнесено к компетенции Комиссии таможенного союза.
41. В какие сроки электронное декларирование будет введено на территории таможенного союза?
Необходимо отметить, что электронное декларирование уже применяется в Российской Федерации и Республике Беларусь.
В Российской Федерации, начиная с 2004 года, в рамках единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов осуществляется эксплуатация специализированных программных средств, обеспечивающих реализацию информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров и транспортных средств.
Также ФТС России планируется разработка программных средств, обеспечивающих возможность представления заинтересованными лицами сведений в электронном виде на основе Web-технологий.
Вопросы введения обязательного электронного декларирования в Российской Федерации после введения в действие ТК ТС будут регулироваться также статьей «Таможенное декларирование товаров в электронном виде» федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», которая вступит в силу с 1 января 2013 года.
В то же время пунктом 3 статьи 179 ТК ТС предусматривается возможность таможенного декларирования в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Вопрос определения сроков введения обязательного электронного декларирования на территории таможенного союза будет урегулирован нормами национального законодательства государств – членов таможенного союза, исходя из так называемого принципа резидентства, предусмотренного пунктом 2 статьи 3 ТК ТС.
42. ТК ТС предусматривает возможность продления выпуска товара до 10 дней. Будет ли установлен закрытый перечень случаев, когда начальник таможенного органа может продлить срок?
ТК ТС определено, что сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 рабочих дней. К определенным категория товаров, указанным в пункте 1 статьи 196 ТК ТС, выпуск должен быть завершен таможенным органом не позднее 4 (четырех) часов с момента регистрации декларации на товары, при этом указанные сроки включают время проведения таможенного контроля.
43. Предполагается ли изменить норму, предусмотренную в законодательстве, когда в качестве одного из условий исключения из реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (таможенных представителей, владельцев складов и др.), является отсутствие фактов привлечения к административной ответственности?
В соответствии с положениями главы 3 ТК ТС одним из условий включения в реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, является отсутствие фактов привлечения в течение 1 (одного) года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств-членов таможенного союза.
44. Будет ли конкретизировано закрепленное в законодательстве понятие «выборочный контроль»? Предполагается ли установить исчерпывающий перечень поводов и оснований для применения таможенными органами соответствующих форм таможенного контроля (неограниченный доступ к сведениям о банковских счетах и операциях с ними любых лиц лишь по факту нахождения у этих лиц товаров иностранного происхождения, в том числе приобретенных на внутреннем рынке)?
Основополагающим направлением, которое обеспечивает исполнение требований внешнеэкономического регулирования и защиту экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, является таможенный контроль. Таможенный контроль основан на идеологии анализа и управления рисками, в соответствии с которой определение стратегии таможенного контроля - это компетенция таможенных органов.
Самостоятельность таможенной службы в вопросах таможенного администрирования закреплена Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Проведение таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, обеспечивает реальную возможность таможенных органов предотвратить их ввоз, вывоз или оборот на территорию страны в ущерб интересам государства, а также отечественных производителей и потребителей, в связи с чем таможенный контроль, в том числе выбор форм таможенного контроля, – это, по сути, основное средство таможенного администрирования, относящееся к исключительной компетенции таможенных органов.
Таможенные органы осуществляют выборочные проверки товаров, в том числе на основании профилей рисков, только в том случае, если есть вероятность нарушения таможенного законодательства.
45. Предполагается ли принятие законодательного акта по защите интересов товаропроизводителей таможенного союза от недобросовестной конкуренции производителей третьих стран? Предполагается ли сохранить эти инструменты защиты национальных производителей в рамках таможенного союза и когда будет определен порядок их применения?
Механизм защиты прав интеллектуальной собственности будет реализован посредством:
национального таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, который ведется в таможенном органе государства-члена таможенного союза;
Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств - членов таможенного союза (после подписания Соглашения о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза);
в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза в отношении объектов интеллектуальной собственности, не включенных в указанные таможенные реестры.
46. В чем состоит суть изменений в таможенной сфере, самое главное?
Пожалуй, главное новшество в экономике – 1 июля 2010 года появились первые «товары таможенного союза». Иностранные товары, выпущенные для внутреннего потребления в странах-участницах Таможенного союза и получившие статус «товаров таможенного союза», теперь могут свободно обращаться на всей таможенной территории таможенного союза.
47. Как будет охраняться товарный знак на территории России в связи с вступлением в действие ТК ТС?
Порядок защиты прав на товарный знак предусмотрен гл. 46 ТК ТС. Он идентичен порядку, действовавшему в России и закрепленному ТК РФ.
48. Действует ли Таможенный кодекс Российской Федерации, ведь уже вступил в силу Таможенный кодекс таможенного союза?
ТК РФ сохраняет действие в части, не противоречащей ТК ТС. 1 июля «Российская газета» опубликовала письмо ФТС России от 29 июня №01-11/31847 «о неприменении отдельных норм Таможенного кодекса Российской Федерации», где даны комментарии по этому вопросу. Эта публикация также размещена в свободном доступе на Интернет-сайте «Российской газеты».
49. Нужен ли при экспорте в Казахстан фитосанитарный сертификат на тару?
Представление документов в таможенные органы не требуется. Таможенные органы проверяют только штампы и печати на товаросопроводительных документах (ТТН, СМR).
50. Ознакомились с Памяткой. Какие «документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений» там упоминаются?
Виды запретов и ограничений перечислены в ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164–ФЗ. В зависимости от категории товара таможенные органы проверяют наличие документов (либо отметок), свидетельствующих о прохождении соответствующих видов госконтроля.
51. Необходимо ли открывать паспорт сделки, если компания собирается осуществлять поставки российской продукции в Казахстан?
Необходимо оформления ПС (паспорта сделки) в соответствии с 117-И инструкцией Банка России. Перечень подтверждающих документов 258-П от 01.06.2004 (Положение Банка России) и 117-И (Инструкцией Банка России).
52. Что является подтверждающим документом на экспорт в Казахстан (для целей валютного контроля)?
Если есть требование по декларированию товаров, то представляется ГТД, в иных случаях прочие документы (требования определены в положении банка России от 01.06.2004 №258-П)
53. Как отправлять на экспорт товары двойного назначения в рамках таможенного союза?
В случае отнесения товаров к объектам экспортного контроля представляется лицензии ФСТЭК России.
54. Существуют ли ограничения по перемещению внутри Таможенного союза озоноразрушающих веществ по списку «С» приложения к Монреальскому протоколу?
При перемещении озоноразрушающих веществ внутри Таможенного союза требуются разрешительный документ Ростехнадзора.
55. Необходимо ли представление СЭЗ (санитарно-эпидемиологических заключений) или другого документа (свидетельства о гос регистрации) в таможенный орган в целях выпуска товаров?
Предъявление свидетельства о гос. регистрации в таможенный орган не требуется. Таможенные органы проверяют наличие печатей и штампов уполномоченного органа на товаросопроводительных документах.
56. Надо ли представлять в таможенные органы СЭЗ (санитарно-эпидемиологических заключений) при ввозе продукции медицинского назначения?
Достаточно наличие штампов. Таможенные органы в месте прибытия проверяют наличие данного штампа на документе, подтверждающего безопасность.
57. Надо ли представлять сертификаты при экспорте в Казахстан?
Представление сертификатов в таможенные органы не требуется.
58. Какие документы необходимы для подтверждения осуществления валютного контроля в связи с вступлением в силу ТК ТС?
В случае если в отношении товаров, перемещаемых через границу РФ с РК, сохраняется требование о декларировании товаров, в качестве подтверждающих документов в уполномоченный банк может быть представлена таможенная декларация, в иных случаях – прочие документы, предусмотренные нормативными правовыми актами Банка России (положение № 258-П, Инструкция № 117-И).
59. Каковы требования таможенных органов по наличию санитарно-эпидемиологических заключений?
При таможенном оформлении наличие санитарно-эпидемиологических заключений не требуется. На этапе таможенного контроля таможенные органы проверяют наличие печатей и штампов контролирующих органов, свидетельствующих о прохождении соответствующего контроля.
60. Как после вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза формируется таможенная стоимость биржевых товаров, цена реализации которых на момент таможенного оформления неизвестна? Каковы порядок, сроки проведения корректировок таможенной стоимости после выпуска подобных товаров, порядок доплаты таможенных платежей при увеличении окончательной стоимости товара? Уплачиваются ли в этом случае пени?
Определение таможенной стоимости вывозимых товаров основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, предусмотренных Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» (далее – Закон), одним из которых является то, что процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки, вида товаров, участников сделки и так далее.
Законом не предусмотрено существование специального порядка определения таможенной стоимости для биржевых товаров.
Согласно пункту 6 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) дополнительное обеспечение уплаты вывозных таможенных пошлин, налогов не предоставляется в случае экспорта биржевых товаров, цена реализации которых на момент таможенного оформления неизвестна. Данная норма не предусмотрена в Таможенном кодексе Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 40 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006. № 500, если в таможенные органы подлежит заявлению таможенная стоимость российских товаров, в отношении которых не могут быть предоставлены точные сведения о таможенной стоимости при вывозе с таможенной территории Российской Федерации, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.
В настоящее время процедура периодического временного декларирования российских товаров регламентирована статьей 138 ТК РФ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 138 ТК РФ вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации исходя из ставок, действующих на день принятия временной таможенной декларации. Если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений, указанных в пункте 4 данной статьи, в том числе о таможенной стоимости, доплата сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Пени в указанном случае не начисляются.
61. Могут ли таможенные органы принимать решение о продлении срока выпуска товаров, если необходимо предоставить дополнительные сведения, документы для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров? Является ли решение о проведении дополнительной проверки автоматически принятым решением о продлении срока выпуска товаров?
В соответствии с пунктом 3 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 ТК ТС. Таким образом, обязанность участника ВЭД представить дополнительные документы и сведения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 196 ТК ТС, не возникает.
Если дополнительная проверка не может быть проведена в сроки, установленные статьей 196 ТК ТС для выпуска товаров, то решение о проведении дополнительной проверки не является основанием для отказа в выпуске товаров. Выпуск товаров осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, принятие решение о проведении дополнительной проверки не является основанием для принятия решения о продлении срока выпуска декларации на товары. Запрос дополнительных документов и сведений не является автоматически принятым решением о продлении срока выпуска.
62. Каков порядок уплаты таможенных пошлин, налогов, иных сборов в случае капитального ремонта временно вывезенного морского судна для международного торгового мореплавания?
В соответствии с пунктом 1 статьи 287 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) временно вывезенные товары (в данном случае – морское судно) должны оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации).
Допускается совершение операций, необходимых для обеспечения их сохранности, включая ремонтные операции (за исключением капитального ремонта и модернизации), техническое обслуживание и другие операции, необходимые для поддержания товаров в нормальном состоянии, при условии обеспечения идентификации товаров таможенным органом при их реимпорте (пункт 2 статьи 287 ТК ТС).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 293 ТК ТС под таможенную процедуру реимпорта могут помещаться товары, помещенные под таможенную процедуру временного вывоза, если эти товары ввозятся в течение срока временного ввоза и находятся в том же состоянии за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации), а так же изменений, которые допускаются в отношении таких товаров при их использовании в соответствии с таможенной процедурой временного вывоза. В случае если в отношении судна, помещенного под таможенную процедуру временного вывоза, был совершен капитальный ремонт или производилась модернизация, таможенная процедура временного вывоза не может быть завершена помещением судна под таможенную процедуру реимпорта.
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 289 ТК ТС допускается завершение действия таможенной процедуры временного вывоза помещением временно вывезенных товаров под таможенные процедуры экспорта, переработки вне таможенной территории или временного вывоза без фактического их предъявления таможенному органу в порядке и на условиях, предусмотренных ТК ТС, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза временно вывезенные товары подлежат обязательному обратному ввозу на таможенную территорию Таможенного союза.
Обращаем Ваше внимание, что, если требуется совершение капитального ремонта в отношении транспортного средства международной перевозки, то в этом случае необходимо соблюдение условий, определенных подпунктом 3 пункта 1 и пунктом 2 статьи 347 ТК ТС.
Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов при завершении таможенной процедуры переработки вне таможенной территории определен статьями 261, 262 и 263 ТК ТС.
Решение о возможности помещения морского судна под таможенную процедуру может принять таможенный орган, уполномоченный на производство таможенных операций, на основании представленных документов, подтверждающих степень произведенного ремонта, с учетом положений пункта 1 статьи 286, пункта 1 статьи 294 ТК ТС.
Для получения консультации по уплате таможенных платежей в отношении конкретного судна, ввозимого после капитального ремонта на таможенную территорию Таможенного союза, рекомендуем обратиться в Северо-Западное таможенное управление (191187, г. Санкт-Петербург, наб. Кутузова, д. 20), которое осуществляет консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов согласно пункту 6 Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию о правовых актах в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, утвержденного приказом ФТС России от 24 мая 2006 г. № 469 (зарегистрирован Минюстом России 13.09.2006, рег. № 8233).
62. Существует ли возможность завершения таможенной процедуры таможенного склада путем помещения товара под таможенную процедуру таможенного транзита?
Статьей 229 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) установлено, что таможенный склад – таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 ТК ТС действие таможенной процедуры таможенного склада завершается помещением товаров под иную таможенную процедуру до истечения срока хранения товаров на таможенном складе.
Пунктом 1 статьи 215 ТК ТС установлено, что таможенный транзит – это таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования. Таможенная процедура таможенного транзита также применяется в отношении иностранных товаров при их перевозке от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия с таможенной территории Таможенного союза (подпункт 3 пункта 2 статьи 215 ТК ТС).
Действие таможенной процедуры таможенного склада может быть завершено помещением иностранных товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в порядке и на условиях, установленных ТК ТС.
63. В какие сроки должны быть предоставлены документы при таможенном декларировании товаров в связи с применением Таможенного кодекса Таможенного союза?
В соответствии с пунктом 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено ТК ТС.
Если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при подаче таможенной декларации, по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов до выпуска товаров, а в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов Таможенного союза, - после выпуска товаров (пункт 3 статьи 183 ТК ТС).
В Российской Федерации в части, не урегулированной таможенным законодательством Таможенного союза, применяются положения Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК России).
Согласно пункту 5 статьи 131 ТК России если отдельные документы не могут быть представлены одновременно с таможенной декларацией, по мотивированному обращению декларанта в письменной форме таможенные органы в письменной форме разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее чем в течение 45 дней после принятия таможенной декларации, если иной срок для представления отдельных документов и сведений не предусмотрен ТК России. Декларант представляет в письменной форме обязательство о представлении документов в установленный срок.
По мотивам customs.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий